С 1 сентября 2023 года действует обновлённый Порядок аттестации педагогических работников образовательных организаций, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 г. № 196. Новые правила касаются процедуры подтверждения соответствия занимаемой должности, первой и высшей квалификационной категории, а также вводят две новые квалификационные категории – «педагог-методист» и «педагог-наставник». Эти изменения направлены на повышение профессионального уровня педагогов и стимулирование развития профессиональных компетенций.
Аттестация на соответствие занимаемой должности обязательна (ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа проводит её самостоятельно. Такой вид аттестации позволяет не только оценить «профпригодность», но и назначить педагога на должность, даже если он не имеет нужной спецподготовки или стажа работы, которые требуют ЕКС или профстандарт. Для этого комиссия должна выявить, что работник обладает достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняет качественно и в полном объёме возложенные на него должностные обязанности (п. 23 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196).
Аттестация на квалификационную категорию проходит по желанию работника. Он подаёт заявление в аттестационную комиссию, которую формирует региональный орган власти. Если педагог соответствует всем критериям, то ему присвоят первую или высшую квалификационную категорию.
Заявление на аттестацию педагог может направить через федеральный или региональный портал Госуслуг. Учитель также вправе направить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о его профессиональной деятельности после того, как подал заявление. Сделать это нужно не позднее, чем за пять рабочих дней до аттестации.
Теперь педагоги могут пройти аттестацию на новые квалификационные категории – «педагог-методист» или «педагог-наставник». Такую аттестацию проводят по желанию работника. На эти категории могут претендовать только те, кто имеет высшую квалификационную категорию. Категорию присваивают по утверждённым показателям деятельности работника, которая не входит в должностные обязанности по его должности. Иными словами, получить категорию «педагог-методист» или «педагог-наставник» могут только те педагоги, которые решают задачи сверх должностных.
К заявлению надо приложить ходатайство работодателя с характеристикой деятельности педагога, которая направлена на совершенствование методической работы или наставничества в школе. Также педагог вправе направить в комиссию дополнительные сведения не позже чем за пять дней до заседания.
Показатели деятельности на категории «педагог-методист» и «педагог-наставник
|
Показатели для педагога-методиста |
Показатели для педагога-наставника |
|
Руководство методическим объединением педагогов образовательной организации и активное участие в методической работе |
Руководство практической подготовкой студентов, обучающихся по образовательным программам СПО и/или ВО |
|
Руководство разработкой программно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе методического сопровождения реализации инновационных образовательных программ и проектов в образовательной организации |
Наставничество в отношении педагогов, активное сопровождение их профессионального развития в образовательной организации |
|
Методическая поддержка педагогов образовательной организации при подготовке к участию в профессиональных конкурсах |
Содействие в подготовке педагогов, в том числе из числа молодых специалистов, к участию в конкурсах профессионального педагогического мастерства |
|
Участие в методической поддержке или сопровождении педагогов, направленной на их профессиональное развитие, преодоление профессиональных дефицитов |
Распространение авторских подходов и методических разработок в области наставнической деятельности в образовательной организации |
|
Передача опыта по применению в образовательной организации авторских учебных и/или учебно-методических разработок |
|
Если аттестационная комиссия откажет в присвоении категории «педагог-методист» или «педагог-наставник», педагог может попробовать пройти аттестацию заново. Сделать это можно не раньше чем через год после неудачной аттестации.
Квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник» сохраняются при переходе в другую школу. Сохранятся эти категории даже в случае, если педагог перейдёт в школу в другом регионе России.
Должен ли педагог по совместительству проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности? Да, должен. Если учитель выполняет педагогическую работу в школе по совместительству, даже в такой же должности, что и по основному месту работы, и не обладает квалификационной категорией, он аттестуется на общих основаниях с другими педагогами (п. 1 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 г. № 196).
Обоснование. Совместительство отличается от совмещения по трём признакам:
-
Место выполнения работы – может быть как у того же, так и у другого работодателя (внутреннее или внешнее).
-
Оформление отношений – отдельный трудовой договор.
-
Время выполнения работы – в свободное от основной работы время.
Может ли педагог присутствовать на заседании по своей аттестации? Да, может. Учитель имеет право присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. Если педагог не явился на заседание по аттестации, то комиссия проводит аттестацию без него (п. 34 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 г. № 196).
Может ли педагог отказаться от аттестации на соответствие занимаемой должности? Нет, не может. Педагоги обязаны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, если у них нет квалификационной категории (п. 8 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ). Отказ от аттестации будет дисциплинарным проступком – неисполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Если работник отказывается проходить аттестацию, необходимо применить к нему дисциплинарное взыскание: замечание, выговор или увольнение (ст. 192 ТК).
Какие документы собирают педагоги для аттестации на квалификационную категорию? Аттестацию на категорию педагог проходит по желанию. Это относится ко всем квалификационным категориям: первой, высшей, новым категориям «педагог-методист» или «педагог-наставник» (п. 24, 45 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 г. № 196). Для аттестации педагогу нужно подать заявление и подготовить портфолио. Это нужно сделать вне зависимости от категории. Заявление педагог может направить по обычной или электронной почте с уведомлением о получении, а также через федеральный или региональный портал Госуслуг (п. 27 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 г. № 196). Заявление можно подать в любое время, даже если педагог находится в отпуске по уходу за ребёнком.
В заявлении о проведении аттестации педагог указывает квалификационную категорию и должность, по которой он желает пройти аттестацию (п. 28 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 г. № 196).
Для аттестации на педагога-наставника или педагога-методиста учителю нужно указать сведения о наличии высшей категории и указать желаемую категорию. К заявлению надо приложить ходатайство работодателя с характеристикой деятельности педагога, которая направлена на совершенствование методической работы или наставничества в школе. Также педагог вправе направить в комиссию дополнительные сведения не позже чем за пять дней до заседания. Кроме заявления педагогу нужно подготовить портфолио.
Может ли педагог аттестоваться на высшую категорию, если до этого не аттестовался на первую категорию? Нет, не может. Чтобы получить высшую категорию, педагогу нужно для этого аттестоваться на первую (п. 30 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 г. № 196). Однако новый Порядок аттестации педагогов позволяет учителям не ждать два года после установления по этой же должности первой категории. Это означает, что работник вправе аттестоваться на высшую категорию по этой же должности уже в следующем году.
СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ
|
На соответствие занимаемой должности |
На первую и высшую категории |
На категории «педагог-методист», «педагог-наставник» |
|
Обязательна ли для педагога |
Да |
Нет |
Нет |
|
Кто проводит |
Образовательная организация, в которой работает педагог |
Аттестационная комиссия, созданная региональным органом власти |
Аттестационная комиссия, созданная региональным органом власти |
|
Как часто проводят |
Раз в пять лет |
Один раз, чтобы присвоить квалификацию |
Один раз, чтобы присвоить квалификацию |
|
Как результат влияет на работу |
Если не признают несоответствующим должности, то переведут на другую или уволят |
Если присвоят категорию, то начислят доплату |
Если присвоят категорию, повысится престиж педагога |
|
Есть ли ограничения |
Да. В аттестации не участвуют: имеющие категории; проработавшие в должности до 2-х лет; беременные; находящиеся в отпуске по беременности и родам; в отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет; на больничном более 4-х месяцев |
Нет |
Да. Аттестацию вправе пройти только те, кто имеет высшую категорию |
|
Участвует ли работодатель в аттестации |
Да, организует и проводит аттестацию |
Нет |
Да, готовит ходатайство для аттестационной комиссии |
|
Надо ли подавать заявление работнику |
Нет |
Да |
Да и приложить ходатайство работодателя |
|
Может ли педагог предоставить дополнительные материалы |
Да, в любое время до заседания |
Да, не позднее, чем за 5 рабочих дней до заседания |
Да, не позднее, чем за 5 рабочих дней до заседания |
|
Вправе ли педагог присутствовать на заседании |
Да, если отсутствует по уважительным причинам, то заседание перенесут |
Да, при отсутствии проведут заседание без работника |
Да, при отсутствии проведут заседание без работника |
|
Есть ли ограничение срока аттестации |
Нет, работодатель устанавливает график аттестации сам |
Да, общая продолжительность аттестации до 60 календарных дней |
Да, общая продолжительность аттестации до 60 календарных дней |
|
Вносят ли результаты в трудовую книжку (ЕФС-1, СТД-Р) |
Нет |
Да |
Да |